В мастерской по ремонту и реставрации обуви и кожгалантереи могут возникнуть следующие проблемы с освещением:
1. Недостаточная освещенность:
- Неравномерное распределение света: даже если общая освещенность достаточна, неравномерное распределение света (например, из-за использования только одного источника или неправильного расположения светильников) создаст зоны с тенью и пересветами, что приведет к напряжению глаз и головным болям. Это особенно критично в зонах точной работы, таких как подбор цвета и покраска.
- Низкая освещенность в отдельных зонах: Некоторые участки мастерской могут быть недостаточно освещены, например, под столами или в углах, что затруднит работу и повысит риск ошибок.
- Недостаточная освещенность для конкретных задач: Разные этапы работы требуют разной освещенности. Например, зона подбора цвета требует значительно более высокой освещенности, чем зона хранения материалов.
2. Неправильный цветовой баланс:
- Низкий индекс цветопередачи (CRI): Использование светильников с низким CRI искажает восприятие цвета, что критично при подборе материалов и покраске. Это особенно актуально для зоны подбора цвета (требуется CRI ≥95%) и зоны покраски (CRI ≥85%). Несоответствие этим требованиям может привести к неточностям в работе и браку.
- Неправильный спектр излучения: Некоторые источники света могут искажать цвета в определённых областях спектра, что может быть незаметно для глаза, но критично при работе с материалами.
3. Ослепление и дискомфорт:
- Высокий коэффициент ослепления: Прямой свет от светильников или отражения от блестящих поверхностей (например, инструментов, кожи) могут ослеплять и вызывать дискомфорт. Коэффициент ослепления может быть очень высоким, требующим тщательного выбора светильников и их размещения. Необходимо использовать рассеянный свет и избегать направленного света в глаза.
- Световые перепады: Резкие переходы между зонами с разной освещенностью вызывают напряжение глаз и головные боли. Необходимо минимизировать световые перепады, стремясь к плавному переходу освещенности.
- Блики: Блики на глянцевых поверхностях инструментов или материалов могут затруднить работу и вызывать дискомфорт. Нужно предусмотреть меры по минимизации бликов (например, использование матовых поверхностей или правильное расположение светильников).
4. Технические проблемы:
- Неправильный выбор светильников: Использование светильников, не соответствующих требованиям по CRI, световому потоку, и углу рассеивания.
- Неправильное расположение светильников: Неправильное расположение светильников может привести к образованию теней, бликов и неравномерному распределению света.
- Недостаточное количество светильников: Недостаток светильников может привести к недостаточной освещенности, а их избыток или неправильная направленность – к ослеплению.
План освещения мастерской по ремонту и реставрации обуви и кожгалантереи
Цель: создать комфортное и функциональное освещение, минимизирующее зрительное напряжение и обеспечивающее точную цветопередачу в зонах подбора цвета и покраски.
Основные принципы:
- Отраженный свет: Использование рассеянного света, избегая прямых источников света.
- Равномерность: Минимизация световых перепадов (не более 20%).
- Бестеневое освещение: Исключение резких теней и перепадов освещенности для комфортной работы и предотвращения головных болей.
- Контроль коэффициента ослеплённости: Обеспечение значения не более 80%.
- Цветопередача: Высокий индекс цветопередачи (CRI) в зонах, где важна точность цветовосприятия.
Зонирование и параметры освещения:
1. Общее освещение:
- Тип светильников: Встраиваемые или подвесные светильники с рассеивателями из матового опалового стекла или пленки. Рассмотреть возможность использования светодиодных панелей с высоким индексом цветопередачи (CRI>90).
- Расчет мощности: обеспечить равномерную освещенность всей мастерской на уровне не менее 750 люкс. Расчет необходимо произвести с учетом площади помещения и коэффициента отражения стен и потолка (после покраски в белый матовый цвет), колон, мебели.
- Расположение: Равномерное распределение светильников по потолку, избегая концентрации в одной зоне.
2. Зона подбора цвета:
- Освещенность: 750-1500 люкс. Цвет 6500 К (Цветовая температура Солнца приблизительно 5778 Келвинов (K)
- Тип светильников: Светодиодные панели или люминесцентные светильники с высоким индексом цветопередачи (CRI ≥ 95%).
- Дополнения: возможно использование локальных источников света с регулировкой яркости, но прибавка к общему освещению не должна превышать 25%. Важно, чтобы эти источники света имели мягкий, рассеянный свет.
- Поверхности: Стол для подбора цвета должен быть светлого матового цвета для оптимального отражения света, но не слепить
3. Зона покраски:
- Освещенность: 1000-2000 люкс. Цвет 6500 К (Цветовая температура Солнца приблизительно 5778 Келвинов (K)
- Тип светильников: Светодиодные или люминесцентные светильники с высоким индексом цветопередачи (CRI ≥ 85%).
- Дополнения: возможно использование локальных светильников с регулировкой яркости для дополнительного освещения деталей, но прибавка к общему освещению не должна превышать 25%. Важно избегать бликов на поверхности обрабатываемых материалов.
- Поверхности: Рабочий стол должен быть окрашен в матовый цвет.
4. Местное освещение (дополнительное):
- Тип светильников: Гибкие светодиодные ленты или настольные, подвесные лампы с рассеивателями. При возможности использовать отраженный свет.
- Использование: только для досветки отдельных рабочих мест, при необходимости. Важно, чтобы дополнительное освещение не создавало резких перепадов яркости и не превышало общее освещение более чем на 25%.
- Регулировка яркости: Необходима возможность регулировки яркости для гибкого управления освещенностью. Если все хорошо рассчитано, то она не нужна.
5. Отделочные материалы:
- Потолок, стены: Окраска в белый матовый цвет для повышения коэффициента отражения света и создания равномерного освещения.
- Пол: матовые поверхности. Возможно, темные оттенки, так как отражение снизу может ослеплять, когда смотришь сверху
6. Контроль:
- Измерение освещенности: необходимо провести замеры освещенности в разных зонах мастерской после установки освещения, используя люксметр.
- Корректировка: при необходимости внести корректировки в схему освещения для достижения оптимальных параметров.
Рекомендации:
- Использовать светодиодные светильники – энергоэффективные и долговечные. Также современные люминесцентные светильники помогут подобрать правильный световой поток и оптимальную цветопередачу.
- Провести расчет освещенности с учетом площади помещения и коэффициента отражения поверхностей.
- При выборе светильников обращать внимание на коэффициент цветопередачи (CRI), а при установке следить за коэффициент ослеплённости (UGR), используя люксметр. Люксметр располагать на уровне рабочего места.
- Обеспечить возможность регулировки яркости освещения для адаптации к различным условиям работы.
Этот план является основой и может быть адаптирован под конкретные размеры и особенности мастерской. Рекомендуется обратиться к специалисту по светотехнике для более точного расчета и подбора осветительного оборудования. Также можно провести расчеты самостоятельно в програме ДИАЛЮКС
Параметры цвета ламп:
965 цвет – 9 означает цветопередача 95%, 65 -цвет 6500 Кельвинов холодный цвет. Как правило у таких лам меньше цветовой поток, но выше цветопередача
865 цвет – 8 означает цветопередача 85%, 65 -цвет 6500 Кельвинов холодный цвет. Как правило у таких лам больше цветовой поток, но ниже цветопередача
830 цвет – 8 означает цветопередача 85%, 30 -цвет 3000 Кельвинов теплый цвет. Как правило у таких лам меньше цветовой поток, но выше цветопередача
Старые лампы, которые начинаются 6 или 7 лучше не использовать. От них идут сильные искажения. Также не рекомендуется использовать дроссельные светильники. У ни частота мерцания 50Гц. Может быть заметно мерцание, а на вращающихся механизмах стробоскопический эффект.
Используйте современные ЭПРА у них частота 40 КГц, не заметная глазу.
Рекомендации по освещению зоны приема/выдачи изделий в мастерской по ремонту и реставрации обуви и кожгалантереи:
Цель: обеспечить комфортное и точное восприятие цвета клиентами при приеме и выдаче изделий, минимизируя ослепление.
Основные принципы:
- Цветопередача (CRI): использовать светильники с индексом цветопередачи (CRI) не менее 85 Ra. Это гарантирует точное восприятие цвета кожи и других материалов, что особенно важно при оценке повреждений и выборе цвета для ремонта. В идеале, стремиться к CRI 90 Ra и выше для максимально точной цветопередачи.
- Уровень освещенности: обеспечить достаточный уровень освещенности (люкс), но избежать чрезмерной яркости. Рекомендуемый уровень освещенности для подобных задач – 750-1000 люкс. Более низкий уровень может затруднить оценку повреждений, а более высокий – вызывать дискомфорт и ослепление.
- Распределение света: избегать резких контрастов света и тени. Предпочтительно равномерное распределение света по всей зоне приема/выдачи. Это позволит клиентам комфортно рассматривать изделия без напряженного поиска деталей в тени.
- Избегание ослепления: располагать светильники таким образом, чтобы исключить прямой свет в глаза клиентов. Можно использовать светильники с рассеянным светом, матовые плафоны или направлять свет на рабочую поверхность, а не непосредственно на посетителей.
- Тип светильников:
- Встраиваемые светильники: обеспечивают равномерное освещение и экономию пространства.
- Накладные светильники: Простой и недорогой вариант, подходит для потолков различного типа.
- Настенные бра: можно использовать для дополнительного освещения, создавая уютную атмосферу. Важно учитывать расположение, чтобы избежать ослепления.
Рекомендации по размещению светильников:
- Основное освещение: Равномерное освещение всей зоны приема/выдачи с помощью встраиваемых или накладных светильников.
- Дополнительное освещение (по необходимости): Настольные лампы с гибкими штативами, позволяющие направлять свет на конкретное изделие, для более детального осмотра. Важно, чтобы эти лампы тоже имели высокую цветопередачу.
- Избегать использования источников света с синим или желтым оттенком, которые искажают восприятие цвета. Лучше предпочесть нейтральный белый свет (температура цвета 4000-5000 К).
Конкретные примеры:
- Можно использовать несколько встраиваемых светильников с матовыми рассеивателями по потолку зоны приема-выдачи.
- Дополнительно, настольная лампа с регулируемой яркостью и высоким CRI на столе для детального осмотра изделий.
Важно: перед выбором светильников необходимо провести расчет освещенности, чтобы обеспечить оптимальный уровень яркости для данной зоны. Профессиональная консультация специалиста по освещению будет полезна для достижения наилучшего результата.
Рекомендации по освещению зоны ожидания в мастерской по ремонту и реставрации обуви и кожгалантереи должны создавать уютную, комфортную и функциональную атмосферу. Цель – минимизировать стресс ожидания и, возможно, даже стимулировать дополнительные покупки.
Рассмотрим несколько вариантов:
1. Основное освещение:
- Тип: Мягкий, рассеянный свет. Избегайте яркого, холодного света, который может казаться бездушным и утомлять глаза. Идеально подойдет тёплый белый свет (3000-3500K).
- Источники: Встраиваемые светильники в потолок, настенные бра с абажурами из матового материала (ткани, пластика). Можно использовать несколько источников, чтобы избежать слишком темных или слишком светлых зон.
- Расположение: Равномерное распределение света по всей зоне ожидания, избегая резких теней.
2. Акцентное освещение:
- Цель: выделить определенные элементы декора или экспозиции. Можно показать примеры выполненных работ, эксклюзивные материалы или витрину с аксессуарами.
- Тип: Направленный свет, более яркий, чем основное освещение. Можно использовать точечные светильники или светодиодные ленты.
- Расположение: над витринами, полками с образцами, картинами или другими декоративными элементами.
3. Дополнительное освещение:
- Цель: обеспечить комфортное чтение или работу с мелкими деталями (например, если клиенты заполняют форму или смотрят каталог).
- Тип: Настольные лампы или бра с регулируемой яркостью и направлением света.
- Расположение: на столике или рядом с креслами.
4. Материалы:
- Предпочтительны матовые поверхности светильников, рассеивающие свет и предотвращающие блики.
- Цвет светильников должен гармонировать с общим интерьером мастерской.
5. Важные моменты:
- Уровень освещенности: должен быть комфортным для глаз и не вызывать напряжения. Избегайте слишком тусклого или слишком яркого света.
- Энергоэффективность: Используйте энергосберегающие светодиодные лампы.
- Безопасность: убедитесь, что все светильники надежно закреплены и соответствуют стандартам безопасности.
- Стиль: Освещение должно соответствовать общему стилю мастерской. Если мастерская оформлена в классическом стиле, то и освещение должно быть соответствующим. Для современного стиля подойдут более минималистичные решения.
Пример комбинированного решения: Встраиваемые светильники с тёплым светом на потолке создают общее освещение, а настенные бра с абажурами обеспечивают дополнительное мягкое освещение. Над витриной с образцами работ расположены точечные светильники, акцентирующие внимание на демонстрируемых изделиях. На столике стоит настольная лампа для удобства клиентов.
Следуя этим рекомендациям, вы создадите в зоне ожидания комфортную и привлекательную атмосферу, которая положительно повлияет на впечатление ваших клиентов.